Как развить внимательность

Внимание — это та единственная дверь нашей души, через которую все, что есть в сознании, непременно проходит.

К. УШИНСКИЙ

На фасаде главного здания в Колтушах И. П. Павлов велел высечь слово «наблюдательность», напоминая тем самым своим сотрудникам, сколь высоко ценит он именно это качество. Анализируя свои способности, Ч. Дарвин писал: «Я превосхожу людей среднего уровня в способности замечать вещи, легко ускользающие от внимания, и подвергать их тщательному наблюдению... Все, о чем я размышлял или читал, было непосредственно связано с тем, что я видел или ожидал увидеть. Я уверен, что именно приобретенные таким образом навыки позволили мне осуществить все то, что мне удалось сделать в науке».

Тот, кто хочет усовершенствовать свое внимание — эту важнейшую грань своего «умственного аппарата», прежде всего должен выяснить, а какова она у него — какими задатками он обладает.

Сделать это нетрудно. Вот несколько тестов.

Заготовьте такую табличку:



Затем скажите кому-нибудь:

— Сейчас я покажу на секунду рисунок, в котором будет несколько цифр. Посмотрите на них внимательно, а когда я уберу их — сложите числа и сумму запишите.

Потом на секунду покажите табличку.

Когда сумма будет записана, спросите у испытуемого: на каких фигурах какие цифры были записаны. Большинство ответит: «Я не обратил внимания», «Я не заметил». С точки зрения психолога, ситуация ясна: не хватило объема внимания одновременно заметить и числа и фигуры.

Оценить объем внимания можно и с помощью рисунка.


Кто сможет скорее найти все цифры подряд от 1 до 90? А от 1 до 45 и от 90 до 45 — одновременно?

Очень важное качество внимания — его способность к переключению.

Вот что это значит.

Напишите два числа одно под другим. Например, 4 и 2. Сложите их, единицы суммы напишите рядом сверху, а верхнее число из первого столбика перенесите вниз. Сложите два числа из второго столбика. И так продолжайте дальше. Получите:

4 6 0 6 6 2 . . .

2 4 6 0 6 6 . . .

Теперь — второе задание: сумму единиц пишите снизу, а нижнее число переносите вверх. Получите:

4 2 6 8 4 2 . . .

2 6 8 4 2 6 . . .

Немного поупражнявшись, попросите кого-либо подавать вам команды: «первый способ», «второй», «первый», «второй» и так далее.

Услышав команду, ставьте вертикальную черту и быстро переходите на другой способ, стараясь выполнять задание точно и быстро.

Проверив свои записи, убедитесь: ошибки будут в основном сразу после переключения с одного способа работы на другой.

Проделав опыт с разными людьми, убедитесь — результаты будут разные. Они зависят от подвижности нервных процессов, которые и определяют способность к переключению внимания.

Упражняясь, вы сможете значительно усовершенствовать способность к переключению внимания.

А как обстоит у вас дело с устойчивостью внимания?

Попытайтесь глазами (а не карандашом или пальцем!) возможно быстрее проследить каждую из линий рисунка-«путаницы». Закончив движение по очередной линии, запишите в пустую клеточку справа номер линии. Затем с помощью карандаша проверьте себя. Ошибки будут характеризовать неустойчивость вашего внимания. Тренировка с помощью подобных тестов поможет значительно улучшить и эту характеристику внимания.

Совершенствуйся

Все советы